Евросоюз раскрыл планы на 2022 год. Где Украина?

  • 20.09.2021

Стоит активно и настойчиво продвигать выгодные для нас положения

Последние дни европейские политические круги живут обсуждением содержания и сигналов ежегодного послания президента Еврокомиссии о перспективах развития Европейского Союза на 2021-2022 годы.

К сожалению, и это уже становится печальной традицией, ни слова об Украине, углублении интеграции нашего государства в ЕС или поддержке Киева в отпоре российской агрессии или продвижении «крымской платформы» упомянуто не было. Жаль, что Банковая продолжает терять прекрасные возможности для закрепления Украины среди приоритетов международной повестки дня и фиксации «украинского евроинтеграционного интереса» на самых высоких европейских площадках. Хотелось бы верить, что нынешние руководители Банковой и МИД хотя бы активно работали с офисом Урсулы фон дер Ляйен и структур ЕС для отражения в послании украинских интересов.

К сожалению, и это уже становится печальной традицией, ни слова об Украине

Вместе с этим, важно обратить внимание на отдельные элементы послания, которые должны быть учтены при подготовке к Киевскому саммиту Украина-ЕС 12 октября.

Во-первых, евробюрократы четко осознают, что мир и собственно Евросоюз «вступает в эру гиперконкуренции, эру региональных соперничеств и обострения внимания крупных игроков друг против друга». Очевидно, это означает, что в ближайшее время евроинституции погрузятся в процесс переосмысления места и роли Евросоюза в глобальных и региональных политических, безопасности, экономических процессах, содержания и видение будущего отношений ЕС с союзниками, партнерами, третьими странами, анализе существующих и потенциальных рисков и угроз.

В соответствии украинская сторона должна «уловить эту волну» и выйти на октябрьский саммит с комплексным аргументированным видением добавленной стоимости для Евросоюза в будущей конкурентной геополитической борьбе. И здесь было бы очень недальновидно и ошибочно прибегать к угрозам и образ в стиле «если не предоставите нам перспективу членства, то мы пойдем на восток». Сейчас не время для геополитических шантажей, а время для серьезных партнерских дискуссий относительно общего будущего и совместных побед в глобальных противостояниях.

Во-вторых, события в Афганистане, обострение отношений Запада с Россией и Китаем оказали второе дыхание идее создания Европейского оборонного союза. Принципиально важно, чтобы Украина не осталась в стороне от этого процесса, а продолжала настаивать и продвигать максимально широкое привлечение нашего оборонного и военно-технологического потенциала. Уже несколько последних лет Украина продвигает идею привлечения к реализации проектов в рамках Постоянного структурированного диалога ЕС (безопасность и оборона). К этому следует добавить и участие в реализации инициативы Совместного центра ситуационного наблюдения, Европейской политики кибербезопасности и активизацию военных учений для повышения оперативной совместимости.

События в Афганистане, обострение отношений Запада с Россией и Китаем оказали второе дыхание идее создания Европейского оборонного союза

Президент ЕК права, когда говорит, что благодаря своей географии «Европа знает лучше любого, что если вовремя не прибегнуть к решению кризиса заграницей, кризис придет к нам». В этом контексте Банковой и лично Зеленский должны приложить усилия для обеспечения участия украинской стороны в любом формате в Европейском безопасности саммите во время председательства Франции в Совете Евросоюза.

В-третьих, интересной с геополитической и геоэкономической точек зрения является инициатива Еврокомиссии по формированию и имплементации стратегии глобальных ворот как альтернативы китайским геоэкономическим проектам. С этой инициативой ЕС вступает в глобальную экономическую борьбу с Китаем за восстановление решающего влияния на мировые процессы. И уже на октябрьском саммите Украина-ЕС Банковая могла бы детально обсудить с лидерами институтов роль Украины в реализации этой важной для Европы, а следовательно и нашего государства, стратегии. Такая четкая позиция конечно сняла бы все недоразумения относительно настоящей ориентации представителей нынешней власти.

Логично, что все эти идеи и договоренности могли бы быть включены в заключительный документ по результатам саммита, работа над которым уже ведется.

Стоит активно и настойчиво продвигать выгодные для Украины положения, а не только соглашаться на банальную, уже известную бюрократическую риторику.

Константин Елисеев
Председатель ОО»Центр новых решений»

Коментарі