На место интеллектуалов пришли «эксперты», а на место властителей — «технократы»

  • 14.10.2019

Чем больше мы оказываемся в «обществе знаний» (knowledge society), тем больше мы оказываемся в «обществе невежества». Такой вот парадокс современности.

Почему так? Ибо слово «знание» за последние десятилетия изменило смысл. Оно все больше означает «прикладное знание», «специальное знание». Общество знаний — это общество узкопрофильных специалистов. Поэтому на место интеллектуалов пришли «эксперты», а на место властителей — «технократы». И исчез горизонт.

И эта тенденция будет продолжаться: общество все больше фрагментируется, и знания вместе с ним. Поэтому мы все больше будем иметь гиперпрофесийних медиков, является невеждами в экономике, замечательных IT-спецалисты, которые несут бред об истории (и наоборот), и гениальных бизнесменов, которые не умеют отличить качественную новость от манипуляции.

Ведущая образовательная идея современности, что, мол, университеты должны работать исключительно на «рынок труда», губительна

Именно поэтому я говорю постоянно: ведущая образовательная идея современности, что, мол, университеты должны работать исключительно на «рынок труда», является губительной и уже привела нас в полный популизм. Ибо «универсальная» образование (какой должна заниматься университет, потому что он так называется) исчезла. Люди не имеют хотя бы базовых междисциплинарных компетенций. Поэтому манипуляции так легко проходят.

Профессию для «рынка труда» можно получить через год-два. Университет — не об этом. Он о горизонт знания. Об навык учиться, строить связи и «входить» (хотя бы на поверхности) в главные дисциплины, которые определяют нашу жизнь.

Вот ключ к «критическому мышлению». Ибо какое может быть критическое мышление, если ты узкопрофильный специалист, а в других сферах — полный невежда?

Владимир Ермоленко