Ответы на топ-15 самых распространенных вопросов родителей об индивидуальной форме обучения в школе — разъяснение МОН

  • 16.09.2019

Индивидуальное обучение — одна из форм, по которой можно получать среднее образование. В этом материале мы отвечаем на самые распространенные вопросы родителей о том, как организовать такое обучение для ребенка, которые это позволяет и на что имеют право родители и дети.

1. Экстернат и образование дома — это индивидуальная форма?

Да, но не только они. Сейчас ученикам доступны три формы, по которым можно организовать индивидуальное обучение в школе: экстернат, семейное (она же — домашняя) и педагогический патронаж.

Экстернатная форма — это когда ученик самостоятельно усваивает весь материал, после чего в школе оценивают его знания.

Семейное (домашняя) форма предполагает, что весь образовательный процесс для ученика самостоятельно организуют его родители. Они несут ответственность за получение знаний на уровне не ниже стандартов.

Педагогический патронаж — форма, в случае которой образовательный процесс и усвоения знаний обеспечивает педагогический работник.

2. Инклюзивное образование — тоже форма индивидуальной?

Нет, понятия инклюзивного образования — гораздо шире. Обучение для лиц с особыми образовательными потребностями организуется и дневной или вечерней формами получения образования. Если же состояние здоровья требует этого, ученик или его родители могут выбрать дистанционное обучение или одну из форм индивидуального.

3. Как узнать, предоставляет школа индивидуальное образование?

Формы образования, обеспечивает заведение, обязательно должны быть указаны на его веб-сайте. Если в учреждения нет собственной Интернет-страницы, такую ​​информацию следует искать на сайтах учредителей заведения.

4. Как начать обучение по индивидуальной форме?

Любая форма образования, в том числе и индивидуальная, требует, чтобы ученика приняли в заведения — для этого нужно подать необходимые документы.

Основной документ для зачисления или перевода на индивидуальную форму обучения — это заявление одного из родителей ребенка или самого ученика, если он является совершеннолетним. К заявлению прилагается документ, удостоверяющий личность ученика, медицинская справка N 086-1 / о и документ об образовании, если он есть.

Могут понадобиться и дополнительные документы. Скажем, необходимо будет документально подтвердить основания для обучения на экстернате или обстоятельства для применения педагогического патронажа (например, состояние здоровья, нахождения под стражей или осуждения, статус беженца). Иностранцы и лица без гражданства дополнительно представляют копию документа, подтверждающего законность их пребывания в Украине.

Внутренне перемещенные лица, беженцы и лица с документами о необходимости защиты могут не подавать отдельные документы, если имеют на это причины.

5. На индивидуальную форму можно попасть только в начале учебного года?

Так, кроме отдельных случаев. Зачисление на индивидуальную форму образования обычно проводится до начала учебного года.

Перевод на индивидуальную форму может происходить и в течение учебного года, но не позднее чем за 3 месяца до годового оценивания или государственной итоговой аттестации. Однако такое ограничение не применяется для перевода на педагогический патронаж.

Для лиц, которые получали или получают образование за рубежом или имеют отношение к временно оккупированных территорий, зачисление и перевод на экстернат возможно в течение всего календарного года.

6. Могут ли перевести с индивидуальной формы на институциональную?

Так, если индивидуальная форма не приносит результата. Решение об этом могут принять родители и педагогический совет учреждения.

Такую норму могут применить к ученику 9 класса, во время обучения по индивидуальной форме показал низкий результат по предмету, который он изучал углубленно. Или к ученику на семейном или экстернатной форме, который показывает низкий уровень знаний.

7. Можно ли сочетать различные формы обучения?

Так, законом это предусмотрено. Такое сочетание должно быть реализовано через индивидуальный учебный план, который формируют для ученика в учебном заведении. О сочетании различных форм обучения также стоит сразу указывать в заявлении.

8. Что такое индивидуальный учебный план? Он обязателен?

Так, вовремя разработан и утвержден индивидуальный учебный план является обязательным для обучения по индивидуальной форме образования.

Он разрабатывается на основе учебного плана — составляющей образовательной программы, которую использует заведение. Обычно это образовательная программа, с которой работает школа. Но ученик или его родители могут выбирать и другую образовательную программу. Основное требование — программа должна обеспечивать выполнение стандарта образования.

Выполнение инвариантной части (овладение базовых, избирательно-обязательных предметов) учебного плана во время индивидуального обучения остается обязательным. Ожидаемые результаты обучения для индивидуальной формы не уменьшаются и остаются на одном уровне с другими формами.

9. Как составить индивидуальный учебный план?

Такой план должен учитывать способности, интересы, потребности, мотивацию, возможности и опыт ученика. Поэтому следует проводить их оценку перед составлением самого плана. Для этого можно привлекать психологической службы учебного заведения.

Индивидуальный учебный план целесообразно составлять на каждый учебный год. Такой план учитывает индивидуальные образовательные потребности ученика и может пересматриваться в течение срока его действия.

Индивидуальный учебный план разрабатывают педагогические работники, которые будут работать с учеником — педагоги начальной школы или учителя отдельных предметов. Работа над планом происходит совместно с самим соискателем образования. Родители ученика могут участвовать в его разработке, а также согласовать его. Финально план утверждает руководитель учреждения.

10. Какие права имеет ученик на индивидуальной форме?

Такие же, как и ученик, учится по институциональной формой. Ученик на индивидуальной форме имеет возможность использовать всю инфраструктуру заведения — учебную, спортивную, научную и др. Ученик имеет возможность оформить ученический билет и пользоваться необходимыми учебниками, в том числе и электронными.

Ученик также может рассчитывать на помощь педагогических работников, иметь психологический и социально-педагогическое сопровождение, проходить оценивания учебных достижений и / или государственную итоговую аттестацию, а также получить документ об образовании.

11. Как оценивают ученика на индивидуальной форме?

Оценивания результатов обучения и аттестация по всем формам индивидуальной образования происходит в школе.

Форму, содержание и способ текущего и итогового оценивания выбирает учебное заведение. Формы и средства оценивания могут быть описаны в индивидуальном учебном плане ученика. В таком случае педагогические работники должны придерживаться указанных форм.

Важно помнить, что только наличие портфолио, индивидуального образовательного профиля и других форм фиксации индивидуальных достижений ученика (без итогового оценивания и / или аттестации) не является основанием для перевода в следующий класс и издания документа об образовании.

12. Для кого существуют отдельно прописаны нормы по индивидуальному обучению?

Ученики из неконтролируемых территорий могут подавать заявления о приеме на экстернат в течение всего календарного года.

Если в школьном классе села или поселка учится меньше 5 человек, для них может быть организовано педагогический патронаж. Однако это не исключает возможности использовать и другие формы индивидуальной образования.

Осужденным, лицам под стражей или под домашним арестом законодательство также обеспечивает индивидуальную форму образования.

13. Нужно ли платить за индивидуальное образование?

Нет, дополнительной оплаты такого образования со стороны родителей ученика не предусмотрено. Однако это не касается случаев, когда оплата за образовательные и другие услуги указано в соответствующих договорах.

Законодательство также не предусматривает перечисление средств родителям, которые самостоятельно организуют обучение своих детей. Это же касается и случаев, если родители обращаются с такой задачей к посторонним субъектов — организаций, учебных центров, репетиторов.

14. Индивидуальное обучение — это когда нет одноклассников?

Не совсем так. Ученик, который учится по индивидуальной форме, большинство учебного времени проводит самостоятельно. Но индивидуальная форма не ограничивает в общении с другими учениками — ни в неформальном, ни на территории школы.

Ученик может участвовать в экскурсиях, практических занятиях. А в ходе педагогического патронажа учитель может периодически привлекать ученика к ученического коллектива с целью социализации.

Если несколько учеников находятся на лечении в одном заведении, они также могут учиться в группе.

15. Могут ли ученики на индивидуальной форме участвовать в олимпиадах

Так, ученики, обучающиеся на индивидуальной форме, могут на общих основаниях участвовать в олимпиадах, турнирах, конкурсах и других соревнованиях.

Они также наравне с другими учениками имеют право на празднование успехов в учебе. Их могут награждать похвальными листами и грамотами, золотой и серебряной медалями.

Коментарі